В Минтруде РТ в рамках празднования 25-летия со дня принятия Конституции состоялась научно-практическая конференция на тему «Роль пенсионного обеспечения в реализации конституционных положений о праве жителей Республики Тыва на достойную старость». Организаторами выступили Министерство юстиции Тувы совместно с Министерством труда и социальной политики, при участии Отделения Пенсионного фонда России по Туве, Мининформсвязи Тувы, Верховного суда республики и Тувинского госуниверситета. Работу конференции открыл Председатель Общественной палаты Республики Тыва Ч-Д. Ондар и вице-премьер республиканского правительства А. Дамба-Хуурак.
С основным докладом выступил и.о. первого заместителя министра труда и социальной политики РТ А. Увангур. Основные тезисы доклада “О мерах государственной поддержки граждан предпенсионного возраста”:
3 октября 2018 года принят Федеральный закон № 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий”
В связи с этим с 2019 года в ряде законодательных актов закреплено новое понятие предпенсионный возраст, который устанавливается за 5 лет до выхода на пенсию по старости лет.
Новые льготы и социальные гарантии были предложены Президентом в отношении граждан, которые попадают под повышение пенсионного возраста с 1 января 2019 года, с целью:
-обеспечения дополнительных гарантий (к примеру, программы повышения квалификации и введение уголовной ответственности работодателя за увольнение пожилых работников);
-оказания мер дополнительной социальной поддержки (например, в виде сохранения налоговых льгот при достижении 55 и 60 лет соответственно для женщин и мужчин).
По старому законодательству предпенсионным возрастом считался возраст за два года до выхода на пенсию по старости, в том числе досрочную. Законом была закреплена только одна возможная льгота для граждан – досрочный выход на пенсию для безработных граждан (например, если был уволен по сокращению штата).
Начиная с 2019 года, согласно подписанному Президентом закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., предпенсионный возраст — это период в течение 5 лет до дня наступления возраста, дающего по новому пенсионному законодательству право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную.
Поскольку общеустановленный пенсионный возраст будет ежегодно увеличиваться, то и норматив предпенсионного возраста тоже будет постоянно смещаться. Например:
В 2018 году стать пенсионером можно было бы при достижении возраста 55 и 60 лет, поэтому предпенсионерами считались бы женщины от 50 лет и мужчины от 55.
В 2019 году общеустановленный пенсионный возраст будет увеличен на полгода (т.е. установится в значении 55,5/60,5 лет), поэтому предпенсионерами будут являться граждане в возрасте от 50,5/55,5 лет.
Переходный период, в течение которого будет происходить поэтапное увеличение пенсионного возраста, продлится до 2023 года. С учетом этого ниже представлена таблица предпенсионного возраста в России по годам:
Год | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
ПВ | 55/60 | 55,5/60,5 | 56,5/61,5 | 58/63 | 59/64 | 60/65 |
ППВ | 50/55 | 50,5/55,5 | 51,5/56,5 | 53/58 | 54/59 | 50/55 |
Так как увеличение границы «периода трудоспособности» будет осуществляться до 2023 года, то начиная с 01.01.2023 года предпенсионерами в России будут являться женщины и мужчины, достигшие возраста 55 и 60 лет — и эти нормативы будут закреплены окончательно.
Какой возраст считается предпенсионным для женщин и мужчин (по годам рождения)?
Из-за поэтапной пенсионной реформы женщины и мужчины разных годов рождения будут считаться предпенсионерами в разном возрасте, а это напрямую связано с возможностью гражданина пользоваться всеми положенными как лицу предпенсионного возраста льготами.
Определить, в каком возрасте человек будет считаться предпенсионером в зависимости от года рождения, можно по представленной таблице.
Женщины | Мужчины | С какого года можно будет пользоваться льготами | ||
Год рожд. | ППВ | Год рожд. | ППВ | |
1964 | 50,5 | 1959 | 55,5 | 2019 |
1965 | 51,5 | 1960 | 56,5 | |
1966 | 53 | 1961 | 58 | |
1967 | 54 | 1962 | 59 | 2021 |
1968 | 55 | 1963 | 60 | 2023 |
1969 | 1964 | 2024 | ||
1970 | 1965 | 2025 | ||
1971 и т.д. | 1966 и т.д. | 2026 и т.д. |
Таким образом, женщины 1964-1966 годов рождения и мужчины 1959-1961 г.р. будут считаться предпенсионерами уже с 01.01.2019 г., а значит смогут воспользоваться всеми положенными для них льготами. Для женщин 1968 г.р. и моложе, мужчин 1963 г.р. и моложе предпенсионный возраст наступит соответственно в 55 и 60 лет.
Для поддержки граждан предпенсионного возраста приняты следующие решения:
14 октября 2018 года вступил в силу закон об уголовной ответственности работодателя за увольнение или отказ в приеме на работу граждан предпенсионного возраста. Помимо этого, рассматриваются различные варианты стимулирования работодателей к приему на работу предпенсионеров и сохранению их на рабочих местах.
Для прохождения диспансеризации предпенсионеры смогут ежегодно брать 2 рабочих дня с сохранением заработной платы. Предусматривающий такое изменение закон также вступает в силу с 01.01.2019 г.
С 2019 года различные налоговые льготы будут предоставлять при достижении пенсионного возраста, установленного старым законодательством: по общеустановленным нормам — для лиц, достигших 55/60 лет, а в случае, если гражданин имеет право стать пенсионером досрочно, то при достижении возраста приобретения такого права согласно нормам старого законодательства. Фактически, такие налоговые льготы будут предоставляться и для предпенсионеров.
Также разработана спецпрограмма по переобучению предпенсионеров и повышению квалификации, что позволит гражданину быть востребованным на рынке труда до достижения нового пенсионного возраста
А теперь я подробно остановлюсь по некоторым льготам для предпенсионников:
Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров
Одной из причин, по которой пенсионные изменения была негативно воспринята населением, была обеспокоенность пожилых граждан возможным увольнением с работы. Поэтому Президент предложил ввести уголовную ответственность работодателя за необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине пожилого возраста. Согласно новой статье 144.1 Уголовного кодекса РФ работодателям, необоснованно уволившим и отказавшимся принять на работу предпенсионеров, грозит наказание в виде:
-штрафа до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы (или другого дохода работодателя) за 18 месяцев;
-либо обязательных работ сроком до 360 часов.
В остальных случаях действие статьи 81 Трудового Кодекса сохраняется.
Следующая поддержка:
Переобучение людей предпенсионного возраста
Для переподготовки и переобучения лиц предпенсионного возраста Минтруд РФ уже разработал проект программы повышения квалификации. Согласно этой программе предпенсионер сможет получить дополнительное профессиональное образование в соответствии с востребованным в нынешнее время навыками и компетенциями.
Обучение будет происходить по следующей схеме:
переподготовка будет проводится на базе органов службы занятости населения (СЗН) в среднем в течение 3 месяцев с отрывом от производства;
во время учебы будет производиться выплата стипендий.
Согласно программе Минтруда, профессиональное обучение предпенсионеров позволит:
Работать с новым оборудованием, технологиями, программными средствами.
Получить квалификационный разряд, класс, категорию в соответствии с профессией гражданина без изменения его уровня образования.
По оценкам Минтруда, ежегодно переобучать в России будут порядка 75 тысяч предпенсионеров, на что будет выделяться 5 млрд руб. ежегодно. Среднюю стоимость курса обучения специалисты Министерства труда и соцзащита определили в размере 29,9 тыс. руб., но для предпенсионеров такие курсы повышения квалификации будут проводиться бесплатно (то есть за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом).
Предусматривается поддержка лиц предпенсионного возраста:
- В обучении освоения новым технологиям и даже профессиям.
- В освоении новых навыков внутри текущей специальности.
- Поощрение участия в программах повышения квалификации.
Республике на эти цели из федерального бюджета с 2019 года будет выделяться около 8,0 млн. рублей.
Также Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» внесены ряд изменений:
Увеличены размеры пособия для лиц предпенсионного возраста:
- первые три месяца после регистрации – 75%;
- за следующие 4 месяца – 60%;
- в дальнейшем – 45% заработка.
Гражданам предпенсионного возраста, имеющим на последнем месте работы стаж менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице
На уровне Республики Тыва в октябре текущего года внесены изменения в Конституционный Закон Республики Тыва «О земле», в соответствии с которым женщины, достигшие 50 лет и мужчины, достигшие 55 лет, проживающие в сельской местности не менее 5 лет и не имеющие в собственности земельные участки, имеют право на безвозмездное получение однократно земельного участка по месту жительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в собственность в размере 0,1 га (10 соток).
Вопросами предоставления земельных участков гражданам занимаются специальные уполномоченные органы (отделы) в муниципальных администрациях. Граждане должны обратиться в эти органы с заявлением и документами, подтверждающими право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков. Это такие документы, как:
а) копия документа, удостоверяющего личность;
б) кадастровый паспорт земельного участка (при наличии);
в) правоудостоверяющие или правоустанавливающие документы на земельный участок (при наличии).
Решение о предоставлении земельного участка либо отказа в его предоставлении должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления.
Минтрудом республики также готовиться проект постановления Правительства Республики Тыва, в соответствии с которым женщины, достигшие 50 лет и мужчины, достигшие 55 лет, удостоенные звания «Ветеран труда» имеют право на получение ежемесячных денежных выплат. В настоящее время эти выплаты лицам, удостоенным звания «Ветеран труда», осуществляются только при достижении пенсионного возраста.
Наряду с мерами социальной поддержки, предусмотренным лицам предпенсионного возраста, необходимо также отметить некоторые важные момента, касающиеся пенсионных прав граждан.
Жители республики как жители «северного» региона имеют право на ряд преимуществ при выходе на пенсию.
Это и установленный возраст выхода на пенсию для всех жителей республики, это льготы для женщин, имеющих 2 и более детей, это предусмотренный досрочный выход на пенсию для оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины-50 лет, женщины-45 лет).
Следует отметить, что все эти льготы действуют только при наличии определенной продолжительности страхового стажа (то, что раньше называлось «трудовым стажем»):
- для всех жителей (мужчины-60, женщины-55 лет) при наличии:
страхового стажа мужчины-25лет, женщины-20 лет,
северного страхового стажа мужчины 20 лет и женщины 12 (крайний север) или 17 лет (приравненные районы);
- для женщин, имеющих 2 и более детей (чтобы выйти на пенсию в 50 лет):
страхового стажа -20 лет,
северного страхового стажа 12 (крайний север) или 17 лет (приравненные районы);
3.для оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (чтобы выйти на пенсию мужчины-50 лет, женщины-45 лет):
должны быть официально трудоустроены в одной из перечисленных должностей и наработать в этой должности трудовой стаж не менее 25 лет-мужчины и не менее 20 лет-женщины.
Таким образом, следует знать, что одно из основных требований для получения права на досрочную пенсию является ОФИЦИАЛЬНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО.
На сегодня в республике по официальным данным более 18,9 тыс. человек в трудоспособном возрасте не работают.
Однако, неофициальные данные свидетельствуют о том, что почти 80% этих людей на самом деле работают, получают за это доходы, но при этом официально не регистрируя свою занятость. Все мы знаем, это могут быть автоперевозчики (т.н. «таксисты»), продавцы у ИП, швеи-надомницы, сапожники, девушки, работающие в сфере красоты, фрилансеры, строители, чабаны и многие, многие другие, услугами которых мы ежедневно пользуемся и платим. ТЕ ЖЕ РЫБАКИ или охотники.
Если муниципальная администрация (та же поселенческая) призадумается, соберется с мужчинами, занимающимися промыслом и поможет им в создании охотоведческого либо рыболовецкого сообщества, то это будет иметь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО только одни плюсы:
Официальное трудоустройство, что предполагает выработку страхового стажа при выходе на льготную (досрочную) пенсию;
Официальные доходы, возможность получения займов и кредитов;
Изменение социального статуса.
Для поселения, кожууна и республики в целом:
Улучшение социально-экономического положения республики за счет:
увеличения уровня занятости населения;
снижения уровня бедности и безработицы;
роста налоговых поступлений и повышение доходов.
Следующий момент, который важен в свете предстоящих преобразований в пенсионной системе, это то, что люди, которые работают в должностях с вредными и опасными условиями труда также имеют право досрочное оформление пенсии.
Поэтому, местные власти обязаны контролировать за тем, чтобы каждый работодатель независимо от форм собственности обеспечил прохождение СОУТ.
Потому что из-за того, что этого не делается, многие работники могут утратить право на досрочную пенсию. Например, это могут быть машинисты котельных (кочегары), маляры (независимо от форм собственности работодателя), газо-, и электросварщики, электрики и другие.
Неформальная занятость на этих работах и профессиях может привести не только к утрате права на досрочную пенсию, но и к другим крайне нежелательным последствиям.
Перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, указан в списках № 1 и № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Основное различие между списками 1 и 2 – это степень вредного влияния производственных факторов на организм работника. В списке № 1 фигурирует понятие «особо опасные и тяжелые условия», в то время как в списке № 2 отражены вредные/тяжелые профессии без характеристики «особо опасные».
Все профессии, включенные в список № 1, объединяет один основной фактор – наличие на таких производствах особо опасных и вредных условий труда. В список № 1 включены профессии:
– горных работников;
– работников, занятых производством металлов (черных и цветных), газа и нефтепродуктов, химических, строительных, стеклянных материалов и медикаментов;
– работников в сфере здравоохранения, транспорта, полиграфии.
– другие профессии.
Из этого следует, что профессии из списка № 2 несут меньшую опасность для здоровья работника, чем профессии из списка № 1. Соответственно отличаются и льготы по профессиям из разных списков.
Согласно списку № 1 право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники при соблюдении следующих условий:
Для мужчин – наличие специального стажа (на соответствующей работе) не менее 10 лет, общего страхового стажа – 20 лет, достижение возраста 50 лет. Если пенсия на общих условиях предполагает достижение мужчиной 60-летнего возраста, то на льготных условиях он уменьшается на 10 лет.
Для женщин – наличие специального стажа (на соответствующей работе) не менее 7,5 лет, общего страхового – 15 лет, достижение возраста 45 лет. Если пенсия на общих условий предполагает достижение женщиной 55-летнего возраста, то на льготных условиях он уменьшается на 10 лет.
В список № 2 включены профессии:
– горных работников;
– работников, занятых на производстве огнеупоров, метизов, металлов, химических веществ.
– работников, занятых на переработке металла, угля, сланца.
– работников в сфере связи, пищевой промышленности, здравоохранения и социального обеспечения, железнодорожного транспорта.
Согласно перечню № 2 право на специальное (льготное) пенсионное обеспечение имеют работники при соблюдении следующих условий:
Для мужчин – наличие специального стажа (на соответствующей работе) не менее 12,5 лет, общего страхового – 25 лет. Пенсионный возраст для данной группы работников снижается до 55 лет.
Для женщин – наличие специального стажа (на соответствующей работе) не менее 10 лет, общего страхового – 20 лет. Пенсионный возраст для данной группы работников снижается до 50 лет.
По итогам проведенной проверки совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва 8 котельных г. Кызыла, п. Сукпак и пгт. Каа-Хем (МУП г.Кызыла «Благоустройство», ООО «Тывамолоко», ФГБОУ ВО «ТувГУ», ООО «Восток», ООО «Тува-Мебель», ГБОУ РТ «СОШ № 10 для детей с ОВЗ», МУП «Сукпактеплоэнерго», АО «Кызылская ТЭЦ») установлено, что СОУТ проведена лишь в 26 рабочих местах по должностям «кочегар», «машинист котла» (всего в котельных по указанным должностям предусмотрено 32 рабочих места).
Обучение по охране труда организовано в 5 учебных заведениях республики (ГОУ «Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров», ГБОУ РТ «Кызылский транспортный техникум», Филиал Красноярского аграрного университета, ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум», ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»). За 11 месяцев 2018 г. обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда прошли 506 человек, в том числе 209 руководителей. По сравнению с прошлым годом число обученных увеличилось в 2 раза.
Всего в республике по данным Красстата по состоянию на 1 ноября 2018 г. числится 3628 организаций, из них только в 212 организациях руководители и специалисты прошли обучение по охране труда (государственные организации – 192, негосударственные – 20).
Пленарная часть конференции прошла в 1 зале заседаний Дома Правительства Тувы.