В индексациях социальных выплат на прогнозный уровень инфляции всегда присутствовала некоторая хитрость. Теперь все будет прозрачнее. Об этом в эксклюзивном интервью НТВ заявил Министр труда и социальной защиты Максим Топилин. НТВ.Ru публикует полную видеоверсию интервью министра.
Об индексациях пенсий и выплат
К сожалению, в прошлом году, в этом году нам пришлось немножко изменить параметры индексации пенсии. Вы помните, были проиндексированы пенсии не по уровню инфляции, а только на 4%, поэтому в бюджете следующего года заложена тоже известная выплата 5000 рублей всем пенсионерам, не важно — работающий, не работающий. Но все пенсионеры в январе получат 5000 рублей…
С 1 февраля мы перейдем на индексацию пенсий по фактической инфляции 2016 года. После того как мы узнаем, где-то 15 января следующего года, точный индекс потребительских цен за 2016 год. Пока он прогнозируется в размере 5,8%. Так вот, то, какая инфляция будет в 2016 году и какую цифру выдаст точную Росстат 15 января, вот на эту величину будут проиндексированы страховые пенсии с 1 февраля.
Так всегда было, и действительно, прошедший год , когда нам пришлось от этой системы отступить, — это было вынужденное решение, потому что действительно была очень высокая инфляция, и мы не понимали в тот момент, какие возможности будут у Пенсионного фонда, у федерального бюджета. По итогам полугодия эта возможность была определена, это доплата в пять тысяч. И как мы обещали, с первого февраля следующего года мы возвращаемся к стандартной схеме индексации…
Точно будет в соответствии с той цифрой, которую посчитает Росстат. Все выплаты социальные, кроме пенсии — это ежемесячные денежные выплаты, это все виды детских пособий, они тоже будут проиндексированы с 1 февраля тоже на фактическую инфляцию за прошлый год. Очень долго этот вопрос дебатировался, потому что раньше мы индексировали эти выплаты на прогнозный уровень. И получалась всегда такая некоторая хитрость…Иногда прогнозная инфляция была выше, чем фактическая, иногда фактическая инфляция обгоняла прогнозную инфляцию.
О рождаемости и продолжительность жизни
Если брать рождаемость, то мы вообще не ожидали, что у нас получится такой результат. Когда мы говорили еще в 2009 году, в 2010 году с ведущими демографами, они уже тогда предрекали, что рождаемость пойдет вниз, потому что количество женщин в репродуктивном возрасте тогда начало резко снижаться. И никто не верил в результат, что мы до 2016 года дотянем на уровне 1 миллион 900 тысяч рождений и постоянный рост. Это вот, на мой взгляд, это вообще фантастический результат…
Если говорить о суммарном коэффициенте рождаемости, в этом году, я надеюсь, у нас будет этот показатель — 1,83–1,84 (ребенка на женщину — Прим.ред.). Мы обогнали практически все страны Европы по этому показателю.
А то, что касается продолжительности жизни, мы отстаем на десяток лет. Поэтому основной резерв демографический у нас как раз находится в зоне продолжительности жизни, в зоне борьбы со смертностью, прежде всего в трудоспособных возрастах. И я считаю, что это просто показатель развития страны. А параллельно, безусловно, мы должны заниматься тем, что эти люди должны жить комфортно.
У нас, безусловно, будут развиваться страховые системы, страховые институты, страхование жизни. Ведь в большинстве стран люди себе всю жизнь копят определенным образом, откладывают деньги для того, чтобы, если вдруг что-то происходит и нужно, к сожалению, жить не дома, а в доме престарелых, но на это есть ресурсы.
Быстро, конечно, продолжительность жизни до 80 лет не увеличится, но мы исходим из того, что где-то в течение 4–5 лет мы можем достичь продолжительности жизни около 74 лет. Около 74 лет возможно достичь. Дальше — нужны, конечно, очень серьезные такие прорывы в здравоохранении, коллеги над этим работают. Но если большинство стран развитых достигло 80-летней продолжительности жизни, я считаю, что мы обязаны тоже это сделать.
О МРОТ и прожиточном минимуме
Задача такая есть — приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму, но мы должны по конструкции здесь еще договориться с нашими партнерами, прежде всего с профсоюзом…
Сам по себе прожиточный минимум невысок. Это, конечно, проблема. Но когда мы говорим о тех стандартах, которые постепенно меняются, мы же каждые 5 лет корзину пересматриваем. Мы постепенно ее улучшаем с точки зрения наполнения продуктами питания и т.д. Просто нельзя это сделать одновременно и очень резко, тогда мы просто… создадим просто неверные стимулы. Да, конечно, это небольшая величина, ее надо пересматривать, но это надо делать очень аккуратно, откладывать это во времени, постепенно увеличивая в том числе и прожиточный минимум, что и мы делаем, но, как я уже говорил, очень взвешенно.
О случаях, когда бюджетники-начальники устанавливают себе огромные зарплаты
Скорее, это уже предмет разбирательства правоохранительных органов, контрольных органов, потому что в соответствии с законодательством, которое принято полтора года назад, соотношение между средней зарплатой в бюджетном учреждении и зарплатой руководителя не может быть больше, чем один к восьми. То есть это более-менее разумное соотношение, которое не должно превышаться… В ряде организаций, где кто-то хочет что-то нарушить или как-то обойти этот закон, начинают договариваться, договариваются, выписывают на кого-то заработную плату, потом получают. Замы, допустим, получают больше или главбухи получают больше. Поэтому сейчас принят закон, по которому введена вот эта норма по соотношению не только применительно к руководителю, но еще и к заместителям, еще и к главным бухгалтерам и т.д.
По новым законам введена норма, по которой руководство бюджетных учреждений должно будет публиковать данные о своих доходах на сайтах учреждений в обязательном порядке по итогам года. Это будет обязательной нормой с 1 января следующего года, что декларирование доходов заработных плат руководителей станет обязательным.
По информации www.ntv.ru