Корова – большая сила. Даже Утесов пел про нее. Помните? «Наклони поближе ухо, утешай меня, Пеструха». В истории конкретной коровы, о которой пойдет речь, смешалось все – и джаз, и фестиваль «Устуу-Хурээ», и губернаторский проект. Хотя главный персонаж истории, конечно, не корова, а семья Шолбана и Сайзаны Ооржак из Сукпака.
Пеструха
Но начнем мы именно с джаза. Во-первых, корову зовут Пеструха. Точнее, ее зовут Ала, но по-тувински это – то же самое. Во-вторых, корову привезли, когда отец семейства, Шолбан Ооржак был на фестивале «Устуу-Хурээ». То есть он не принимал участия непосредственно во встрече будущей кормилицы. Только не надо думать, что он – легкомысленный человек. Напротив, он – очень ответственный. Он – зам. директора филармонии по АХЧ (административно-хозяйственной части). А вся филармония в прошлом году (как и в другие годы) участвовала в подготовке фестиваля. В 2016 году ждали великого Бутмана, так что ответственность немаленькая.
Пока Шолбан Алексеевич занимался всеми строительными и хозяйственными делами на фестивальной площадке, к ним домой и привезли корову. Но апартаменты для коровы к этому времени Шолбан уже выстроил. Корова прибыла не одна, а с теленком. Девочку зовут Буря. Или Бура. И то, и другое имя ей подходит – она бурая, и ведет себя порой достаточно бурно.
«Трудно жить, мой друг, без друга в мире одному»
Это тоже строчка из песни Утесова про корову. И она никак не относится к семье Ооржак. Они совсем не одинокие люди – семеро детей. Это традиции семьи Сайзаны. Родители Шолбана ушли рано, и детей у них было только двое. А Сайзана из многодетной семьи. Ну вот как-то, когда много детей, – веселее. Сначала жили трудно, было двое детей, девочки уже взрослые: Хорагай 19 лет, Виктории – 18. Но они еще учатся, одна в институте, другая в техникуме.
Потом жить стало легче и появились еще пятеро детей. И это правильно. Есть русская поговорка: один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын. Вряд ли супруги Ооржак руководствовались этой поговоркой, но вот сейчас у них третьему сыну год и девять месяцев.
Пока расширения семьи не предусматривается. Хотя все может быть. И десять – тоже неплохое число.
Но сразу понятно, что жизнь многодетной семьи не блещет богатством. Зарплата, может, и неплохая, но если разделить ее на всех… А пособие, чего уж там, – маленькое пособие.
Олча в этом году пойдет в школу. А еще у нее есть явные музыкальные таланты, девочка хочет играть на пианино. Ага, пианино… Сколько оно сейчас стоит? Впрочем, летом девочка будет сдавать экзамены в РШИ. Тогда проблемы с инструментом, наверное, не будет – репетировать можно в школе.
Хорошая семья, с большими планами, с разными проектами. А корова откуда взялась?
Получили по проекту
Корова здешняя, росла себе неподалеку. Когда стали реализовывать губернаторский проект, определили семьи, которые нуждаются в помощи. Семидетная семья, конечно, нуждается. Всего в прошлом году получили коров 369 семей.
123 населенных пункта – по три семьи из каждого. В этом году коров получат немного меньше семей – 250, по две семьи из села. Причина простая – финансовая. Каждая корова с теленком обошлась примерно в 38 тысяч рублей.
Предполагалось, да и хотелось, чтобы каждая корова через год родила по второму теленку. Вот, год уже прошел. И что мы имеем? 104 уже обрадовали своих хозяев новым теленком, 191 – стельные, то есть, скоро будет приплод. Это – 295.
22 коровы – пали, несмотря на хороший присмотр. Но все они были застрахованы, и в каждом случае будут разбираться. Две ситуации уже рассмотрели в суде, деньги страховая компания выплатит Минтруду, и на эти средства купят новых коров для тех, кто понес утрату в лице «кормилицы». Остальные случаи ждут рассмотрения в суде.
Но все равно, вы ведь видите, что телят меньше, чем хотелось бы? Ну так устроена природа. Быки приходили и делали свое дело, а коровы не забеременели. И так бывает. В частности, несколько дней бык провел с Ала – Пеструхой. Но теленка у нее нет. В этом году еще раз попробуют. А потом настанет время рожать и телке Буре. Искусственное осеменение вроде бы и надежнее, но станций искусственного осеменения всего две, конечно, этого мало.
«Брось, ты хмуриться сурово, Видеть всюду тьму!»
Продолжаем вспоминать песню Утесова. Хотя думаем при этом совсем о другом. Проект «Корова-кормилица» появился ведь не для того, чтобы просто раздать нуждающимся по корове. Прицел был гораздо выше:
– улучшение качества жизни многодетных семей;
– самообеспечение семьи продуктами питания собственного производства;
– ведение личного подсобного хозяйства, обеспечение занятости;
– реализация излишков продукции для получения дополнительного дохода;
– улучшение качества питания семей, участвующих в социальном проекте (5 литров молока в день), за счет увеличения натуральных поступлений продукции из личных подсобных хозяйств;
– реализация трудового потенциала семьи, участвующей в социальном проекте;
– повышение социальной ответственности граждан, ослабление иждивенческого мотива в их поведении.
Для семьи Ооржак некоторые пункты были вообще-то не нужны. У них достаточно высокая социальная ответственность, и вовсе нет иждивенческого мотива. Молоко было примерно до нового года. Ну а поскольку корова не отелилась, то пока молока не будет.
Между тем, кормить ее надо. В прошлом году сено на зиму Шолбан Ооржак покупал. Тоже не дешевое мероприятие, надо сказать. В этом году хочет сам накосить сено. А для этого нужна земля. Вот сейчас будет обращаться в администрацию поселка, чтобы дали немного земли под сенокос. Но, честно говоря, опасается туда идти, все говорят, что землю получить трудно.
Реализация трудового потенциала семьи идет вовсю – старший сын (Чаян, пятнадцать лет) помогает убирать за коровой, пятилетний Чингиз и Олча загоняют корову, когда ее приводят с пастбища.
А Шолбан сейчас будет строить стайку для свиней – хочет взять двух поросят, но не для того, чтобы зимой заколоть, а на расплод. Вот так одна корова, пусть и с теленком, подтолкнула семью больше заниматься приусадебным хозяйством. Огород у них, конечно, неплохой. Но ведь и мясо тоже нужно.
«Есть в полях другие цветы, Опять вернутся в сердце мечты»
Утесов поет о любви, ну а мы говорим о коровах. В том числе и о Пеструхах. Есть хорошая новость. Те, кто взял корову в прошлом году, – не будут ее отдавать! И корова, и приплод – все останется участнику проекта. Ну а какую прибыль она может дать – все зависит от ухода, от того, как с ней обходиться. Если на следующий год и Ала, и Буря смогут «залететь», у семьи уже появится небольшое стадо. Только вот земля действительно нужна – как без сена.
Те, кто вступит в проект в этом году, через два года, в 2019-м, должны будут отдать корову другому участнику. Впрочем, может, не надо расстраиваться? Может быть, тоже оставят в собственности?
И еще один неплохой плюс – медицинское освидетельствование. Это не о корове, за ней всегда присмотрит ветеринар. Шолбан Ооржак говорил, что, когда в прошлом году корова немного захромала, они вызвали ветеринара, и тот очень быстро приехал. Но дело в том, что за семьями, которые взяли «кормилицу», тоже идет наблюдение. Еще перед тем, как они получили свою корову, всем обеспечили полное обследование.
Конечно, этот проект прибавил хлопот и Минтруду, и Минсельхозу, и еще больше – участникам проекта. Конечно, еще много проблем у всех. Но дело ведь пошло! Коров ведь давали далеко не всем, кто находится в сложных экономических условиях. Трудные времена бывают у всех. Коров получили семьи положительные, имеющее активную жизненную позицию, трудолюбивые и ответственные. А это означает, что трудные времена у них миновали. Или скоро минут. И все будет хорошо.
Корова – большая сила. Даже Утесов пел про нее. Помните? «Наклони поближе ухо, утешай меня, Пеструха». В истории конкретной коровы, о которой пойдет речь, смешалось все – и джаз, и фестиваль «Устуу-Хурээ», и губернаторский проект. Хотя главный персонаж истории, конечно, не корова, а семья Шолбана и Сайзаны Ооржак из Сукпака.
Ирина Качан – Плюс информ