Одним из основных направлений деятельности республики является предоставление социального обслуживания нуждающимся гражданам. Так систему социального обслуживания республики представляют 28 учреждений социального обслуживания, оказывающие социальные услуги на дому, в полустационарной и стационарной формах, из них 2 психоневрологических интернатов; 6 домов-интернатов для престарелых и инвалидов; 19 центров социальной помощи семье и детям и 1 комплексный центр социального обслуживания населения.
Численность получателей социальных услуг в 2017 году составила 10676 чел. (в том числе по стационарной форме социального обслуживания-8771 чел., полустационарах-404 чел., на дому-1501 чел.), за 2017 года оказано 6804,2 тыс. ед. различных социальных услуг.
В целях обеспечения доступности и повышения эффективности предоставляемых социальных услуг в 2017 году продолжена реализация технологий и методик в социальных учреждениях: службы «социального такси», оказавшее услуги по перевозке 183 маломобильным гражданам, в рамках проекта «социальный туризм» 158 клиентов домов-интернатов. Технология направлена на оздоровление пожилых людей, социокультурную реабилитацию и культурно-досуговую деятельность посредством организации выездов по достопримечательностям республики, посещений музеев и выставок.
Растет число пожилых людей и инвалидов, изъявивших желание обучиться пользованию компьютером и Интернетом. В 2017 году специальные курсы компьютерной грамотности прошли 208 пожилых людей при содействии Отделения пенсионного фонда России по Республике Тыва и Союза пенсионеров России во всех кожуунах республики, а 20 клиентов домов-интернатов приобрели такие навыки в своих учреждениях. О положительных результатах данной работы свидетельствуют призовые места на заключительных этапах Всероссийского конкурса по компьютерному многоборью среди пожилых людей в 2014, 2015, 2016 годах, занятые победителями республиканского этапа конкурса и получение региональным победителем первого места в 2017 году на итоговом этапе в г. Санкт-Петербург.
Для обеспечения доступности услуг жителям отдаленных населенных пунктов в 2017 году усилена работа «мобильных бригад», действующих при домах-интернатах для престарелых и инвалидов. За прошедший год этими службами оказана регулярная социальная помощь по месту жительства 444 пожилым людям, инвалидам и семьям с детьми, с предоставлением 540 различных видов социальных услуг. За весь прошедший год «мобильными бригадами» организовано 373 выезда, в том числе 21 экстренных.
Важным направлением социальной работы является полное удовлетворение потребности граждан в социальных услугах. Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за их получением, составила 75,1% в форме социального обслуживания на дому и 91,9% в форме стационарного социального обслуживания.
В целях повышения качества социальных услуг сформирована и реализуется система его независимой оценки. Общее количество организаций, в отношении которых проведена независимая оценка качества услуг за 2017 год равна 28, что составляет 100 % охват существующих в регионе организаций социальной сферы. На официальных сайтах и сайте bus.gov.ru размещена информация о ходе проведения НОК (уполномоченные органы, перечни организаций, общественные советы).
В целом анализ проведенного исследования показал удовлетворенность граждан качеством оказания услуг в обследованных учреждениях. В частности среди домов – интернатов, по показателям, характеризующим открытость и доступность информации об организации, и показателям, характеризующим комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения, лидерами признаны Республиканский комплексный центр «Поддержка». По показателям, характеризующим доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания – Чаданский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов; по показатели, характеризующим удовлетворенность качеством оказания услуг – Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов.
В результате суммы набранных баллов по пяти группам показателей, первые строчки рейтинга заняты Республиканским комплексным центром «Поддержка», Чаданским и Дургенским домами-интернатами. Нижние строчки заняли Кызылский и Дерзиг-Аксынский дома-интернаты.
Крайне важно обратить внимание на стиль управления, психологический климат коллектива, уровень знаний и профессионализм работников, что влияет на качество предоставляемых услуг.
Анализ результатов независимой оценки качества предоставления социальных услуг показал, что необходимо усилить работу по повышению уровня открытости и доступности информации об организации путем своевременного и полного заполнения сайтов организаций, соблюдение доступности услуг для граждан с ограниченными возможностями здоровья (введение в использование аудио-, видеоинформаторов, оборудование санитрных зон и помещений поручнями и другими техническими средствами), для повышения уровня компетентности работников организаций социального обслуживания необходимо увеличить долю работников, прошедших профессиональную переквалификацию, переобучение.
Выполнение указанных мер позволит организациям улучшить качество предоставления социальных услуг и даст возможность занять лидирующие позиции республики в рейтинге среди субъектов Российской Федерации.