Экспертный совет при правительстве РФ разработал комплекс мер по ускорению роста экономики
Бедность и неравенство среди населения России можно побороть, если повысить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на треть, приравняв его к прожиточному минимуму. При этом необходимо заменить социальные льготы на адресную поддержку нуждающихся, а также «обелять» труд граждан, занятых в торговле и сфере общественного питания, где сконцентрирована теневая занятость. Такие предложения в комплексный план действий по повышению темпов роста экономики в 2017–2025 годах подготовили члены Экспертного совета при правительстве. Эффект от этих мер проявится через пять лет, считают эксперты.
Сегодня в российской экономике есть шесть наиболее существенных структурных ограничений, которые сдерживают экономический рост. Среди них — бедность и неравенство среди населения. Это дополняется низким уровнем делового климата, развития инноваций и технологической модернизации, говорится в предложениях Экспертного совета при правительстве РФ (копия есть в распоряжении «Известий») в комплексный план действий по повышению темпов роста экономики до уровня не ниже среднемировых в 2017–2015 годах.
Помимо этих недугов, сдерживают ускорение роста ВВП высокие издержки в экономике, ограничения в сфере международной кооперации и отсутствие условий для реализации экспортного потенциала несырьевых отраслей, а также высокая доля теневого сектора.
«В среднесрочном периоде (в течение пяти лет) возможно снятие лишь двух из перечисленных ограничений: недостаточный уровень развития делового климата и высокие трансакционные издержки в экономике. Остальные ограничения требуют комплексных долгосрочных мер, увязанных с институциональными преобразованиями», —указывают эксперты.
Одним из таких преобразований, нацеленных на борьбу с бедностью и неравенством, должно стать повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума — с 7,5 тыс. рублей до почти 10 тыс. рублей. Также эксперты предлагают ввести государственное лекарственное страхование для семей с низкими доходами и продолжить расширение строительства социального жилья. Еще одна мера по борьбе с бедностью, по мнению экспертов, — упорядочивание всех социальных льгот и выплат, а в перспективе — замена принципа социальных льгот адресной поддержкой нуждающихся.
«Отдельного решения требуют вопросы пенсионной реформы — повышение пенсионного возраста и развитие полноценной накопительной пенсионной системы (с возможностью наследования счетов, досрочного изъятия, формирования индивидуальных накопительных счетов и т.п.)», — отмечается в документе.
Для борьбы с теневой занятостью, по словам члена Экспертного совета при правительстве, директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилии Овчаровой, необходимо развивать адресные программы поддержки безработных.
— В условиях снижения реальных доходов населения и в условиях стагнации сокращать неформальную занятость очень тяжело. Наиболее простой способ — это развивать адресные программы поддержки безработных. У нас такие программы отсутствуют. Это способствует расширению теневого сектора, — констатировала она.
Также, по словам Лилии Овчаровой, бороться с теневой занятостью в первую очередь нужно людям, которые сами же ее и создали.
— Сейчас складывается так, что ключевые люди, которые организовали теневую занятость, должны с нею бороться. Я говорю о региональных и муниципальных властях, а также о представителях силовых структур, которые крышуют неформальный сектор. Пока что шаги, которые выработаны, — это заставить регистрироваться нянь и репетиторов. Правительство, торговля, общественное питание — вот где сконцентрирована теневая занятость, где нужно бороться, — пояснила Овчарова.
В предложениях Экспертного совета отмечается, что все меры по борьбе с бедностью, неравенством и теневым сектором в экономике покажут результат не раньше чем через пять лет, то есть после 2022 года.
Другой член Экспертного совета, главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин, менее оптимистичен, чем его коллеги, и считает, что России никогда не удастся полностью избавиться от теневой экономики.
— Даже после комплексных реформ не удастся побороть «тень». Есть страны гораздо более развитые, чем мы, у которых проблема теневой занятости стоит очень остро. Например, юг Европы. Вопрос лишь в масштабе. В теневой занятости ключевой вопрос, насколько хотят ее снизить к какому уровню привести, — отметил Евгений Надоршин.
Еще одна преграда на пути к экономическому росту, с которой, скорее всего, не удастся справиться в течение ближайших пяти лет, — низкая доля несырьевого экспорта, говорится в документе Экспертного совета. В качестве мер эксперты предлагают дополнительно упрощать возврат НДС, валютное и таможенное оформление для высокотехнологичного экспорта, а также внедрить кредитование экспортеров высокотехнологичной продукции под залог интеллектуальной собственности.
Развивать инновации и технологическую модернизацию экономики предлагается за счет налоговых льгот для таких компаний. В частности, эксперты считают целесообразным снизить для инновационных компаний ставку НДФЛ до 5%, а также уменьшить налогооблагаемую базу на величину средств, вложенных в техническое перевооружение.
Заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов согласен с тем, что с частью проблем, на которые указывает Экспертный совет при правительстве, удастся справиться в среднесрочной перспективе — на горизонте пяти лет.
— Но, на мой взгляд, для улучшения делового климата необходимо изменить судебную систему, предпринять решительные шаги по борьбе с коррупцией и улучшению конкуренции, — считает он.
При этом Александр Абрамов отметил, что в перечне проблем, мешающих экономическому росту, отсутствует пункт о конкуренции.
— Бедность и неравенство среди населения в первую очередь возникают из-за отсутствия честной конкуренции, — пояснил он.
Комплексный план действий правительства по повышению темпов роста экономики в 2017–2025 годах на уровне не ниже среднемировых разрабатывает Минэкономразвития. В пресс-службе ведомства сообщили, что «в настоящее время в рамках 10 рабочих групп будут дорабатываться предложения, поступившие в проект плана». Детали документа Минэкономразвития обнародует на Красноярском экономическом форуме 20–22 апреля, президенту Владимиру Путину план должен быть представлен в конце мая.
По информации izvestia.ru